Роль развития транспорта в развитии туризма. Воздушный транспорт в туристских перевозках
Воздушный транспорт - понятие, включающее как собственно воздушные суда, так и необходимую для их эксплуатации инфраструктуру: аэропорты, диспетчерские и технические службы.
Воздушный транспорт является самым быстрым видом транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта - пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Воздушный транспорт является самым дорогим, что ограничивает его грузовое применение. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту. В таких случаях, когда в месте посадки отсутствует аэродром (например, доставка научных групп в труднодоступные районы) используют не самолёты, а вертолёты, которые не нуждаются в посадочной полосе.
В районах Крайнего Севера важную роль играют вертолеты: перевозят грузы и пассажиров на производственные объекты, оказывают срочную медицинскую помощь. Основными центрами авиасообщения являются Москва, Санкт-Петербург, курорты Северного Кавказа, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток, Томск, Симферополь. При этом подавляющая часть пассажирских воздушных перевозок замкнута на московском авиаузле: около 80% авиаперевозок осуществляется из Москвы или в Москву. На начало 2015 года в России действовало 282 аэропорта.
В силу специфичного способа перемещения воздушный транспорт имеет как ряд преимуществ, так и существенные недостатки, что ограничивает его применение в качестве грузового транспорта.
К преимуществам относятся:
1. Высокая скорость.
2. Возможность доставки грузов в изолированные районы (в основном вертолётный).
К недостаткам воздушного транспорта относятся:
1. Высокая цена перевозок.
2. Зависимость от погоды.
3. Требует аэропорты (кроме вертолётного).
4. Малая грузоподъёмность.
В России работу воздушного транспорта контролирует Минтранс, Межгосударственный авиационный комитет и Ространснадзор.
Организация воздушного движения направлена в основном на то, чтобы самолёты своевременно взлетали и вылетали по расписанию, использовали наиболее предпочтительные маршруты полета, соблюдали установленные уровни безопасности полетов и использования воздушного пространства.
Структура и управление воздушным пространством устанавливается в соответствии с Воздушным кодексом РФ.
Междугородные и международные перевозки воздушным транспортом регулируются целым рядом нормативно-правовых документов, которые условно можно разделить на несколько групп. Первая из них - это документы государственного регулирования авиации, в том числе соответствующие законы, нормы сертификации и правила лицензирования. Вторая категория - авиационные правила, действующие на федеральном уровне. Третья группа нормативных документов - внутрироссийские правила перевозки пассажиров и транспортировки грузов при помощи воздушных судов.
Особенности в работе трубопроводного транспорта
Трубопроводный транспорт - транспортировка по трубам сырья (жидкостей или газов) и продуктов (любых химически стабильных веществ, которые возможно перемещать по трубопроводам).
Развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 50- х гг. XX века. Важнейшими транспортируемыми грузами являются сырая нефть, природный и попутный газ. Транспортировка нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов перспективна, но в настоящее время продуктопроводы не получили большого распространения. В России преобладают трубопроводы большого диаметра (1220 и 1420 мм) и большой протяженности в широтном направлении.
Крупные нефтепроводы:
· Нефтепровод «Дружба» - крупнейшая экспортная магистраль России (Альметьевск - Самара - Унеча - Мозырь - Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы);
· Альметьевск - Нижний Новгород - Рязань - Москва;
· Нижний Новгород - Ярославль - Кириши;
· Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон, Снегирёвка - Одесса;
· Сургут - Тюмень - Уфа - Альметьевск;
· Нижневартовск - Самара;
· Сургут - Полоцк;
· Александровское - Анжеро-Судженск;
· Красноярск - Ангарск;
· Сургут - Омск - Павлодар - Чимкент - Чарджоу.
Крупнейшие газопроводы:
· газопровод Саратов - Москва - первый газопровод в России (840 км);
· Ставрополь - Москва;
· Краснодарский край - Ростов-на-Дону - Серпухов - Санкт-Петербург;
· Средняя Азия - Урал;
· Медвежье - Надым - Тюмень - Уфа - Торжок;
· Надым - Пунга - Пермь;
· Уренгой - Сургут - Тобольск - Тюмень - Челябинск;
· Северный поток;
· Крупнейшая в мире система газопроводов Уренгой - Помары - Ужгород - страны Восточной и Западной Европы (4451 км), газопровод, проходящий от Оренбурга через Украину в страны Восточной и Западной Европы.
Крупные продуктопроводы:
· Уфа - Брест с ответвлением на Ужгород;
· Уфа - Омск - Новосибирск;
· Нижнекамск - Одесса.
Строятся газопроводы Бованенково - Ухта, Сахалин - Хабаровск - Владивосток.
Проектируются газопроводы Южный поток, Алтай, Якутия-Хабаровск-Владивосток и Прикаспийский газопровод, нефтепроводы Балтийская трубопроводная система-II, Мурманский нефтепровод и Заполярье-Пурпе-Самотлор.
Нефтегазопроводы обладают следующими преимуществами:
· перекачка нефти, газа и нефте-, газопродуктов на значительные расстояния;
· высокий темп доставки и различная пропускная способность;
· непрерывная работа круглый год (с кратковременной остановкой, в случае ремонта или аварии);
· потери на трассе сведены к минимуму, благодаря конструктивным особенностям трубопроводов и их профилактическому обслуживанию;
· можно транспортировать нефть и нефтепродукты, вязкость которых существенно варьируется;
· эффективное функционирование в различных климатических зонах, в том числе в районах Крайнего Севера и Сибири (для этого подбираются трубы с соответствующими характеристиками);
· высокая степень механизации и автоматизации строительно-монтажных мероприятий при создании трубопроводов;
· комплексное наблюдение и управление за всеми процессами.
Все перечисленные достоинства вызвали всемирное развитие данного способа транспорта. Также этому способствовала разработка новых нефтегазовых месторождений, которые часто находились на значительном расстоянии от районов переработки и потребления данных продуктов топлива.
С совершенствованием технологий возрос не только объем перекачиваемых нефти и газа, но и протяженность, и мощность нефтепроводов. Соответственно, возросли требования к качеству и надежности применяемых труб. Поэтому в большинстве трубопроводов высокого давления используются трубы сварные большого диаметра, полностью удовлетворяющие всем требованиям (за счет качественных характеристик изделий).
Трубопроводный транспорт имеет определенные недостатки:
· высокая стоимость начальных капиталовложений при строительстве нефтегазопроводной сети;
· опасность нанесения ущерба экологии (особенно при транспортировании подводных трубопроводов);
· сложность прокладки трассы в определенных районах.
Все отмеченные преимущества трубопроводной доставки нефти, газа и продуктов переработки сложно недооценить. Существующие недостатки использования трубопроводов устраняются путем повышения качества, как труб и других элементов трубопроводов, так и комплексом мер по их профилактике и обслуживанию.
Наиболее скоростным является воздушный транспорт, успешно и на высоком уровне выполняющий пассажирские и грузовые перевозки как внутри страны, так и в международном сообщении.
Для перевозочной деятельности авиационного транспорта используется воздушная среда, которая до начала XX в. считалась естественной общедоступной природной средой. Парижской конвенцией 1919 г. был декларирован «полный и исключительный» суверенитет воздушного пространства каждого государства. Это положение было закреплено ныне действующим нормативным актом международного воздушного права - Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации, принятой в 1944 г.
Помимо Чикагской конвенции важнейшими актами международного права являются, в частности:
Варшавская конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозов (1929 г.) с последующими дополнениями и изменениями, внесенными Гаагским (1955 г.), Гватемальским (1971 г.) и Монреальским (1975 г.) протоколами, регулирующими порядок осуществления регулярных воздушных перевозок;
Гвадалахарская конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицами, не являющимися перевозчиками по договору (1961 г.).
В настоящее время удельный вес международных воздушных перевозок в объеме услуг гражданской авиации, по официальной мировой статистике, составляет около 53%.
В международной регламентации международных авиаперевозок туристов и пассажиров наиболее значимыми являются Международная ассоциация воздушного транспорта и Международная ассоциация воздушных перевозчиков.
Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) была основана в 1945 г. в Гаване в целях содействия развитию безопасного, регулярного и экономичного воздушного транспорта в международном масштабе, повышения его коммерческой эффективности и результативности деятельности и изучения связанных с этим проблем, а также практического развития сотрудничества между авиапредприятиями - организаторами международных воздушных перевозок.
Руководящим органом ИАТА является общее собрание, на котором избирается Исполнительный комитет со сроком полномочий три года. Президент ИАТА избирается сроком на один год. Основной рабочий орган - Постоянный секретариат - возглавляет генеральный директор.
В ИАТА работают постоянные комитеты: финансовый, технический, юридический, консультативный, по организации перевозок, создаваемые по мере необходимости в соответствии с решениями Исполнительного совета. Традицией стало проведение ежегодных конференций по перевозкам, основные задачи которых заключаются в установлении уровня тарифов и цен, уточнении расписаний движения и условий сотрудничества.
Повседневная деятельность ИАТА состоит в основном в упорядочении работы авиапредприятий в плане формирования рекомендаций, касающихся:
Уровня и правил применения тарифов на пассажирские и грузовые перевозки;
Утверждения единых правил авиаперевозок;
Регламентации порядка пользования льготами и скидками с тарифов;
Выработки общих стандартов обслуживания пассажиров и туристов;
Распространения технического и экономического опыта эксплуатации авиалиний, осуществления финансовых расчетов между авиапредприятиями - членами ассоциации.
ИАТА имеет многочисленную сеть агентов авиапредприятий, которая контролируется комиссиями и подкомитетами Консультативного комитета ИАТА. Предоставив соответствующие подтверждающие документы и доказательства о своей коммерческой и финансовой надежности, любой агент может получить статус утвержденного агента ИАТА, что дает право представлять интересы членов ИАТА по продаже перевозок за вознаграждение или комиссию.
Постоянной сферой интересов ИАТА является совершенствование системы расчетов, бронирования мест, публикации тарифов, согласования расписаний, создания сети агентов по продаже перевозок и организация учебных центров.
Членами ИАТА являются национальные авиакомпании более чем 100 стран, занимающиеся выполнением регулярных авиаперевозок. Ассоциация ежегодно выпускает статистические сборники, а также отчеты общего собрания, исполнительного комитета и рабочих органов.
Силами юридического отдела ИАТА участвовала в подготовке международных конвенций по борьбе с незаконным захватом воздушных судов и с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации.
Международная ассоциация воздушных перевозчиков (ИАКА) была создана в 1971 г. и зарегистрирована в 1983 г. в соответствии с бельгийским законодательством. Ее цели:
Расширение базовой основы воздушных транспортных туристских перевозок за счет связей и сотрудничества между международными чартерными авиапредприятиями;
Улучшение качества чартерного авиаобслуживания;
Отстаивание интересов своих членов перед соответствующими правительственными и международными организациями по вопросам развития авиачартерных перевозок.
Высшими органами ИАКА служат ежегодная Ассамблея и Совет директоров.
Деятельность ИАКА ориентирована на координацию при разработке политики в области авиачартерных перевозок и научно-исследовательскую работу, а также обмен информацией с целью улучшения организации чартерных перевозок и качества обслуживания пассажиров. ИАКА имеет тесные рабочие контакты и связи с ИКАО и является присоединившимся членом ВТО.
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) основана в 1947 г. и получила статус специализированного учреждения ООН в 1948 г. Официальный адрес регистрации и местопребывания - Монреаль, Канада. Цели ИКАО:
Развитие принципов и технических методов в области международной воздушной навигации;"
Развитие международного воздушного транспорта на принципах безопасности и надежности;
Содействие развитию гражданского самолетостроения, воздушных трасс, аэропортов и навигационных средств, а также развитию международной гражданской аэродинамики в целом и во всех ее аспектах в частности.
Членами ИКАО являются более 180 государств (участие России с 1979 г. через правопреемство СССР). Деятельность ИКАО в области международного воздушного права состоит в разработке проектов нормативных актов международного воздушного права и в кодификации международного воздушного права. Органы ИКАО: Ассамблея, Совет, специальные комитеты, региональные бюро, Секретариат. Кроме того, в составе ИКАО действуют Европейское бюро для стран Европы в Париже (Франция) и Бюро для стран Дальнего Востока и бассейна Тихого океана в Бангкоке (Таиланд).
Высшим руководящим органом является Ассамблея, созываемая один раз в три года и избирающая из числа своих членов Совет, который служит исполнительным органом ИКАО. Совет возглавляет президент, избираемый сроком на три года.
Деятельность совета ИКАО осуществляется через постоянные комитеты. Главную исполнительную функцию несет Секретариат ИКАО, име-
ющий в своем ведении региональные бюро и возглавляемый генеральным секретарем ИКАО, который назначается Советом.
Основным правовым актом российского законодательства, регулирующим деятельность в области воздушного транспорта, является Воздушный кодекс Российской Федерации, в котором в качестве основного термина для обозначения деятельности в воздушном пространстве принято понятие «авиация». ВК РФ определено, что воздушное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
ВК РФ установлены некоторые существенные ограничения на принадлежность имущества авиации. Так, имущество гражданской авиации: воздушные суда, аэропорты, аэродромы, технические и другие средства, предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов, может находиться в государственной и муниципальной собственности и собственности юридических лиц. Однако в собственности граждан России как физических лиц могут находиться гражданские воздушные суда.
Специально уполномоченный орган в области гражданской авиации - Государственная служба гражданской авиации, в компетенции которой находится предоставление равного для всех пользователей воздушного пространства права на его использование. Приоритеты в «очередности» использования воздушного пространства появляются лишь в случаях возникновения потребностей одновременного использования воздушного пространства несколькими пользователями. Для таких случаев разработана градация государственной регламентации приоритетов, в которой осуществление регулярных воздушных перевозок пассажиров и багажа получает больший приоритет (8-е место в таблице приоритетов) по сравнению даже с осуществлением регулярных воздушных перевозок грузов и почты (11-е место) и нерегулярных воздушных перевозок или авиационных работ (12-е место соответственно). Эта градация узаконена и утверждена Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1084 и разработана в соответствии с ВК РФ и Конвенцией о международной гражданской авиации. В приложениях к данным Правилам содержатся Правила представления заявок (расписаний, графиков) на использование воздушного пространства Российской Федерации и сообщений об использовании воздушного пространства Российской Федерации в органы ЕС ОрВД и органы ВВС и ПВО, Правила запроса и выдачи разрешений на использование воздушного пространства Российской Федерации, Правила организации связи и радиотехнического обеспечения, Правила подготовки и представления предложений по совершенствованию структуры воздушного пространства Российской Федерации, Правила разработки и установления временных, местных режимов и кратковременных ограничений использования воздушного пространства Российской Федерации, Правила проведения расследований, организации учета и анализа нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации.
Используемые гражданские воздушные суда подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей соответствующих свидетельств. Воздушное судно, зарегистрированное или учтенное в установленном порядке, приобретает национальную принадлежность России. Гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии, сертификатов летной годности (удостоверений о годности к полетам).
Требования к авиационному персоналу устанавливаются ФАП, а государственный контроль за деятельностью авиационного персонала гражданской авиации осуществляет уполномоченный орган в области гражданской авиации.
Воздушные перевозки регулируются нормами, изложенными в главе 40 «Перевозка» ПС РФ и в главе 15 «Воздушные перевозки» ВК РФ. Согласно ВК РФ пассажирским перевозчиком является эксплуатант, имеющий лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров и багажа на основании договора воздушной перевозки пассажиров и багажа. При осуществлении воздушных перевозок пассажиров или туристов договор воздушной перевозки удостоверяется билетом при перевозке пассажира и багажной квитанцией при перевозке багажа. В соответствии с ВК РФ перевозчик обязан соблюдать при выполнении воздушных перевозок общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, а также требования по обслуживанию пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, установленные ФАП, которым, кроме того, устанавливается порядок предоставления пассажирам и туристам воздушных судов услуг и льгот.
Подобные документы
Анализ факторов, оказывающих влияние на выбор транспорта в целях обеспечения оптимальных перевозок. Преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Особенности перевозок грузов водным и воздушным транспортом.
контрольная работа , добавлен 02.05.2011
В авиации вес и размеры багажа ограничиваются в зависимости от вида самолета и класса обслуживания. Правила перевозки багажа. Коллизии с багажом пассажиров. Подноска и транспортировка багажа. Предметы, запрещенные к перевозке воздушным транспортом.
реферат , добавлен 04.04.2008
История воздушного транспорта России от истоков до наших дней. Развитие системы управления воздушным движением, основные этапы в формировании УВД. Обеспечение безопасности полетов гражданской авиации. Аэронавигационное обслуживание полетов самолетов.
контрольная работа , добавлен 04.01.2015
История развития таксомоторных услуг. Автобусный транспорт как вид пассажирского транспорта. Общие правила и лицензирование перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. Организация диспетчерского управления движением автобусов на маршруте.
дипломная работа , добавлен 29.05.2015
курсовая работа , добавлен 22.05.2010
Передвижение людей из страны в страну. Взаимоотношения с транспортными компаниями. Перевозка авиапассажиров, бесплатного и платного багажа. Авиационные перевозки в России. Услуги, предоставляемые авиакомпаниями. Перевозка туристов чартерными рейсами.
реферат , добавлен 07.04.2011
Договор перевозки пассажиров и багажа. Заключение и прекращение договора перевозки пассажира. Отказ пассажира от договора перевозки. Содержание договора перевозки пассажиров и багажа на железнодорожном транспорте. Обязанности и ответственность сторон.
курсовая работа , добавлен 11.03.2009
Классификация опасных грузов; их упаковка и маркировка. Требования к организации перевозок взрывчатых материалов, ядовитых и коррозионных веществ железнодорожным, автомобильным, воздушным и водным транспортом. Транспортно-сопроводительные документы.
курсовая работа , добавлен 30.09.2014
Причины системного кризиса в авиационной отрасли. История, состояние и проблемы развития авиастроения, грузовых и пассажирских перевозок воздушным транспортом, перспективы развития инфраструктуры отрасли с учетом мирового опыта и современных требований.
контрольная работа , добавлен 24.11.2009
История развития такси и таксомоторных услуг. Типаж подвижного состава для перевозки пассажиров. Правила перевозки багажа автомобильным транспортом. Требования к городским маршрутам, оплата проезда. Опасные производственные факторы в подсистеме "машина".
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Основные виды транспорта. Начало морского и речного туризма. Успех туристских железнодорожных путешествий. Возникновение автомобильного транспорта и его значение для международных поездок. Развитие воздушного флота и его использование для авиапутешествий.
презентация , добавлен 12.12.2012
Классификация транспорта для развития туризма. Анализ инфраструктуры автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта в Республике Саха (Якутия). Совершенствование управления транспортной инфраструктурой г. Якутска для выездного туризма.
курсовая работа , добавлен 25.02.2014
Требования к информации и обслуживанию в современном туризме, его социально-гуманитарный характер. Прогнозы развития туристской индустрии. Международная организация воздушного транспорта, цели и задачи деятельности. Туристские предприятия первичных услуг.
курсовая работа , добавлен 20.08.2013
Суть транспортной инфраструктуры Италии и ее роль в туризме. Развитие сообщения между туристическими центрами страны. Характеристика воздушного, железнодорожного, автомобильного и водного транспорта. Доставка туристов в Рим, Милан, Флоренцию и Римини.
курсовая работа , добавлен 26.02.2012
Современное состояние, проблемы и перспективы развития малой авиации России. Опыт использования воздушного транспорта в туризме. Перспективность территории Хабаровского края. Японское направление как приоритет для развития въездного туристского потока.
курсовая работа , добавлен 21.03.2012
Железнодорожные путешествия в туризме. Краткая характеристика особенностей организации круизного отдыха. Место яхтинга на международном рынке туристических услуг. Подготовка путешествий с использованием автомобильного транспорта, автобусные туры.
контрольная работа , добавлен 29.06.2013
Оценка качества системы транспортного обеспечения Испании. Определение уровня комфорта и доступности железнодорожного, автомобильного, воздушного и морского транспорта Испании. Транспортные проблемы и пути развития инфраструктуры транспорта в стране.
курсовая работа , добавлен 21.04.2015
Транспортное обслуживание оказывает существенное влияние на качество и конкурентную устойчивость туристского продукта по следующим причинам:
транспортное обслуживание – это комплекс взаимосвязанных услуг, предоставление которых всегда происходит в условиях воздействия случайных и непреодолимых факторов (погодные условия, техническое состояние транспортных средств, изменение политической ситуации в мире и в конкретной стране, военные действия, забастовки, терроризм, различие в национальных и культурных традициях и др.);
любая поездка или путешествие начинается и заканчивается транспортировкой пассажира или туристов и их багажа;
качество транспортной услуги целиком и полностью зависит от компетенции и опыта должностного лица, организующего ее предоставление с учетом многовариантности возникающих ситуаций и потребностей клиента;
транспортное обслуживание является местом пересечения многих определяющих путешествие процессов: паспортно-визовый, таможенный, санитарно-эпидемиологический контроль, специальные процедуры досмотра, перевозка багажа и др.;
транспорт является местом повышенной опасности;
транспортное обслуживание в туризме – это не только доставка туриста к месту отдыха, обучения и др., но и трансфер «аэропорт-отель-аэропорт», или «железнодорожный вокзал-отель и обратно», экскурсии, доставка туристов к местам занятий дайвингом или горнолыжным спортом и др. Поэтому, как задержка рейса в начале пути может испортить настроение потребителю на весь отдых, так и неудачное возвращение может затмить все хорошие впечатления. Это является следствием психологического устройства человека: хорошее воспринимается как само собой разумеющееся, а плохое запоминается острее. Именно поэтому так важен в индустрии туризма сектор продаж: здесь происходят подготовка туриста информационная и психологическая. Предупрежденный, подробно информированный пассажир легче переносит любые форс-мажорные обстоятельства, сохраняет здоровье и хорошие отношения с авиа агентом или менеджером по туризму.
Таким образом, сложность индустрии туризма состоит в том, что отвечая перед клиентом за все, менеджер в полной мере не может контролировать очень многое. Эта особенность индустрии туризма в наибольшей степени проявляется при предоставлении транспортных услуг. Поэтому каждый профессионал в туризме должен быть компетентным в вопросах оказания транспортных услуг: от бронирования перелета или заказа трансфера, до вопросов паспортно-визового, таможенного контроля и обеспечения безопасности.
1.3 Типы и средства транспорта. Сравнительный анализ видов транспорта. Использование различных видов транспорта в туризме
В индустрии туризма используются следующие типы транспорта: воздушный, наземный и водный.
Основными средствами транспорта являются:
а) воздушного – самолеты, вертолеты, дельтапланы, парашюты, парапланы, воздушные шары;
б) наземного – поезда, автобусы, автомобили, мотоциклы, велосипеды;
в) водного – морские и речные суда, катера, яхты, моторные лодки, паромы.
Каждый из перечисленных видов и средств транспорта имеет свои преимущества и недостатки, а также характерные особенности (Табл. 1). Для сравнения видов транспорта традиционно используют следующие критерии: скорость, комфортность, безопасность и экономичность.
Самым скоростным видом транспорта является воздушный. Для дальних расстояний, трансконтинентальных путешествий преимущества воздушного транспорта очевидны.
Наиболее комфортным и зрелищным считается железнодорожный транспорт. Это связано не только с тем, что передвижение пассажира не ограничено в пределах купе или вагона и при этом возможно любое предпочтительное для человека положение (сидя, лежа и др.).
Еще на заре развития железнодорожного транспорта проводились исследования влияния движения поезда на состояние пассажира.
Доктор К. Грум-Гржимайло после серии исследований опубликовал результаты в популярной петербургской газете «Друг здравия», в которой было обосновано благотворное воздействие на кровообращение, пищеварение и нервную систему путешествий по железной дороге. Таким образом, с началом эксплуатации железных дорог доктора в лечебных и профилактических целях стали прописывать не только морские и речные прогулки, но и путешествия на поезде. 1
Путешествия речным и морским транспортом также зрелищны и комфортны. Современные суда предлагают необычайно широкий спектр современных услуг: размещение повышенной комфортности, изысканное питание, множество развлечений и др. Однако, несмотря на современные системы анти-укачивания, вследствие зависимости водного транспорта от метеоусловий, иногда не позволяющие лайнеру зайти в порт или комфортно доставить туристов на берег, в целом по удобству, морские и речные суда уступают современным комфортным поездам.
По данным многолетних статистических исследований, наиболее опасным является автомобильный транспорт. Это связано прежде всего с частотой его использования во всем мире и особыми условиями эксплуатации: большой зависимостью безопасности от квалификации, опыта и дисциплины всех участников дорожного движения, технического состояния транспортных средств, дорожного покрытия, метеоусловий и др. При этом, автомобильный транспорт наиболее доступен для всех желающих и наименее подконтролен.
Экономичность при выборе транспорта определяется прежде всего типом путешествия и его маршрутом. Иногда при расстояниях до 1000 км, стоимость авиаперелета по цене не превышает стоимость поездки по железной дороге, при этом выигрыш во времени может составлять несколько часов. Однако с учетом процедур прохождения формальностей в аэропорту, времени на дорогу в аэропорт и обратно, выигрыш во времени может быть минимальным. На дальних расстояниях преимущества воздушного транспорта в скорости очевидны, потому что никакой комфорт не скрасит многодневную поездку в замкнутом пространстве.
Для полной характеристики воздушного транспорта к перечисленным достоинствам следует указать его недостатки: постоянно растущую стоимость авиаперевозок, удаленность аэропортов, зависимость от метеоусловий, сложность процедур паспортно-таможенного контроля и специального контроля безопасности полетов, наличие транзитов, не комфортность.
Воздушный транспорт, а именно, – самолеты, наиболее часто и традиционно используются при перемещениях на дальние расстояния, при доставке в дестинацию. Вертолеты – демонстрационные полеты над городами, лесами, озерами, джунглями (обзорно-панорамные экскурсии, воздушные сафари). Используют для этих целей иногда и воздушные шары. Для доставки дайверов, горнолыжников вне трасс (фри-райдеров) к месту погружения, старта, которые могут быть труднодоступными, используют малую авиацию и вертолеты. Возможно использование воздушного транспорта для путешествия в летнее время года и на внутренних маршрутах, например, Москва-Кострома, если будут желающие именно таким образом путешествовать.
Автомобильный транспорт, уступая по комфортности железнодорожному, позволяет сделать остановку в пути, не требует специальных вокзалов, путей, практически не зависит от метеоусловий, позволяет путешествовать через границы и даже, в комбинации с другими видами транспорта, совершать трансконтинентальные путешествия. Недостатками его является стоимость и аварийность. К недостаткам водного транспорта относятся невысокая скорость, зависимость от метеоусловий.
Автомобильный транспорт в туризме используется для организации автобусных туров, экскурсий, групповых и индивидуальных трансферов.
Железнодородные поезда традиционно используются для доставки туристов в дестинацию. Кроме того, существуют понятия «туристские поезда» и «железнодорожные туры». Например, во внутреннем туризме: поезда здоровья, для грибников и рыболовов; в выездном: «Гляссир-экспресс» (Швейцария), «Император» (Вена-Зальцбург); во въездном: «Золотой орел» (Россия).
Таким образом, единого критерия для выбора транспортного средства для туристского путешествия не существует, потому что каждое путешествие имеет свои параметры, а каждый вид транспорта – свои достоинства и недостатки. Если мы отправляемся в Австралию, то самолет, – это единственный вид транспорта, способный доставить нас в дестинацию. А если – в Санкт-Петербург, то выбор между самолетом, поездом, или автомобилем осуществляется пассажиром, исходя
из личных предпочтений или обстоятельств.
Таблица 1 – Основные характеристики различных видов транспорта
Преимущества различных видов транспорта |
Недостатки различных видов транспорта |
Воздушный (авиационный): 1) скорость, возможности трансконтинентальных путешествий; 2) предназначен для путешествий на дальние расстояния. |
1) некомфортность (ограниченное, разряженное пространство вредно для здоровья); 2) необходимость серьезной информационной подготовленности пассажира; 3) стоимость; 4) наличие транзитов (пересадок); 5) невозможность выйти из транспорта по пути; 6) зависимость от погоды; 7) при аварии затруднены спасательные работы, много людей погибает; 8) удаленность аэропортов, затраты времени на дорогу и формальные процедуры. |
Наземн ый : 1) комфортность (для железнодорожного транспорта); 2) возможность выхода из транспорта по пути; 3) для путешествия на короткое расстояние; 4) экономичность; 5) относительная независимость от погоды; 6) при аварии гибнет не весь состав, возможны эффективные спасательные работы. |
1) аварийность (для автомобильного транспорта). |
Водный: 1) предоставление комфортабельного размещения и высококлассного сервиса. |
1) относительно низкая скорость; 2) наибольшая зависимость от погоды; 3) высокая стоимость; |